Ответственность грузоперевозчика

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Ответственность грузоперевозчика». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью и имуществу пассажиров предусмотрено действующим в России с 01.01.2013 года Федеральным законом от 14.06.2012 г. № 67-ФЗ «Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном».

ОСГОПП: сущность и гарантии

Страхователями по договору ОСГОПП являются страхователи – юридические лица и индивидуальные предприниматели, занимающиеся коммерческими перевозками пассажиров (кроме метрополитена и легковых такси).

Полис предполагает выплату страхового возмещения пассажирам при причинении перевозчиком вреда их жизни/здоровью/имуществу на железнодорожном, воздушном, морском, внутреннем водном транспорте, при автобусных перевозках и перевозках на троллейбусе или трамвае.

Лимиты страхового возмещения зависят от типа причиненного перевозчиком вреда и устанавливаются из расчета на одного пассажира:

  • за причинение вреда жизни пассажира – минимум 2,025 млн. руб.;
  • за причинение ущерба здоровью – минимум 2,0 млн. руб.;
  • за причинение ущерба имуществу пассажира – минимум 23 тыс. руб.

Целесообразность оформления полиса

Начать следует с того, что страховая защита необходима для всех компаний, которые занимаются профессиональными перевозками. Это регламентировано действующим законодательством. Если вы на постоянной основе возите пассажиров, то без полиса ОСГОП не обойтись. Это обязательное страхование. Если компания проигнорировала требование страхования, неизбежно возникнут серьезные последствия:

  1. Может быть подано исковое заявление со стороны органов исполнительной власти.
  2. В случае совершения ДТП придётся компенсировать пассажирам ущерб.
  3. Могут быть наложены штрафные санкции (до 1 миллиона рублей на юридическое лицо).
  1. Компания заключила с поставщиком контракт на покупку мазута со 100-процентной предоплатой за 4 цистерны по 40 тонн.

  2. Договор предусматривает поставку товара в течение месяца после предоплаты, иначе деньги должны вернуть.

  3. Все риски по перевозке возлагаются на компанию покупателя.

Покупатель обратился в страховую с просьбой:

  • застраховать груз;

  • застраховать предпринимательский риск (если поставщик не выполнит свои обязательства)

Страховая компания застраховала:

  • Предпринимательский риск.

  • Ожидаемую прибыль компании-покупателя.

  • Страховая премия составила 2% от стоимости груза.

  • Тариф по коммерческому риску: 1,5.

В результате компания-поставщик нарушила условия контракта.

Итог:

  • Предоплата была возвращена покупателю без судебного разбирательства.

  • И была получена страховка по недополученной ожидаемой прибыли.

Аргументы за страхование перевозчика

Страхование ответственности перевозчика – это важнейший момент по защите Ваших интересов, так как при возникновении страхового случая есть несколько вариантов развития событий, при которых перевозчик будет нести финансовые потери:

1. Если ответственность перевозчика не застрахована, а сам груз был застрахован собственником, то страховая компания, в которой был застрахован груз, имеет право после выплаты страхового возмещения прийти к перевозчику (виновной стороне) и потребовать возместить свои потери в полном объеме.

2. Если ответственность перевозчика не застрахована и сам груз не был застрахован собственником, но была застрахована ответственность экспедитора. Страховая компания экспедитора, после осуществления выплаты экспедитору или собственнику груза (если собственник обратился напрямую в страховую компанию), имеет полное право потребовать возместить свои финансовые потери с виновной стороны, то есть с перевозчика.

Единственное, что может спасти перевозчика это:

1. Его полная невиновность в повреждении груза, но такое бывает очень редко и, как правило, прописано в договоре на перевозку как форс-мажор.

2. Наличие другого виновника (например, при ДТП, второй участник был признан виновным или при хищении груза нашли похитителя), но в этом случае перевозчику все равно придется сначала заплатить самому, а уже потом идти с требованием к виновнику.

В остальных случаях, чтобы максимально обезопасить себя и свой бизнес, лучше использовать страхование ответственности, так как ни один запорный механизм не спасет от ДТП, так же как и спокойная езда по правилам не спасет от кражи. По договорам страхования риска ответственности по обязательствам, возникающим вследствие причинения вреда жизни, здоровью или имущественным интересов третьих лиц, может быть застрахована ответственность самого Страхователя или иного лица, на которое такая ответственность может быть возложена.

Почему CargoOn – это удобно, выгодно, профессионально?

Почему опытные успешные транспортные компании выбирают CargoOn:

  • договоры страхования только от проверенных компаний – специалисты постоянно проводят мониторинг рынка, чтобы вы были уверены в своих страховых партнерах;
  • выбор между предложениями нескольких страховщиков (наш интерес – ваше выгодное эффективное страхование, а партнера вы выбираете сами);
  • готовые страховые решения для перевозчиков, экспедиторов;
  • страхование ответственности вне зависимости от того, пользуетесь вы своим или арендованным транспортом;
  • уникальная возможность сформировать индивидуальную программу страховки за 10 минут и сразу подать заявку на оформление полиса, не сходя с места.
Читайте также:  Нужно ли вносить сведения о благодарности в трудовую книжку?

С CargoOn вы экономите от 30% на стоимости страховки, получаете ровно то страховое сопровождение, которое требуется на конкретном этапе развития компании, и имеете в распоряжении профессионального консультанта. Мы представляем интересы страхователя и зарабатываем на сотрудничестве со страховщиками. Для вас инструменты CargoOn доступны совершенно бесплатно.

Страхование грузов это вид имущественного страхования, рекомендуемый компанией «Лоу Кост Перевозки». Страхование каждой партии перевозимого груза приближает шанс выплаты к максимуму в связи с тем, что страхуется Нами непосредственно груз, а отправитель/получатель груза указывается в договоре страхования, как выгодоприобретатель. При таких условиях страховая компания как показывает практика производит страховые выплаты, прежде всего из расчета: убыток по выплате не превышает убытков от потери объема страхования нашей компании.

При страховании груза имеет место ряд преимуществ:

  • С точки зрения арбитражной практики при страховании грузов усматривается положительная тенденция выплат, основанная на однозначности законодательной базы и нормативно-правовых актов;
  • Документооборот при страховании грузов прост и легко оформляем;
  • Выплаты производятся в минимальные сроки которые как правило оговариваются в договоре страхования;
  • Выплаты производятся по заявленной стоимости груза.

Стоит сказать несколько слов о «Генеральном договоре», который страховые компании старательно предлагают потребителю. С чем это связано? Ни для кого не секрет что любой страховой компании выгодно создать такие условия, при которых при наступлении страхового случая в выплате страхового возмещения будет отказано со ссылкой на пункт договора страхования. Так вот «Генеральный договор» это как раз такой продукт. По условиям «Генерального договора» почти у всех страховых компаний оговаривается порядок и сроки предоставления сопроводительной документации на груз. При этом отправитель должен предоставить всю документацию перед отправлением груза, далее на эту документацию должны быть проставлены печати и подписи ответственных лиц. Только при соблюдении данных условий Вы можете считать свой груз застрахованным. А что же делать, если груз нужно отправить срочно или есть необходимость отправки в ночное время? Ответ прост. Ваш «генеральный договор» страхования не будет иметь никакой юридической силы. Мы советуем Вам страховать каждый отдельный случай перевозки.

Нельзя не упомянуть о документации запрашиваемой страховыми компаниями при наступлении страхового случая:

  • Заявление страхователя (подается после наступления страхового случая);
  • Заявление выгодоприобретателя (подается после наступления страхового случая);
  • Страховые документы (страховой полис с приложениями, квитанции об оплате страховой премии), как правило оригиналы;
  • Товарно-транспортная накладная;
  • Оригиналы договоров перевозки и экспедиции, заявок на перевозку грузов;
  • Оригиналы претензионных документов (правоустанавливающие документы на груз, документы, подтверждающие размер причиненного ущерба);
  • Акты, составленные при разгрузке;
  • Путевой лист;
  • Доверенность на перевозку груза;
  • Справки из ГИБДД если имело место ДТП.

Основные условия договора

  1. Все риски, согласованные сторонами и страховые суммы по ним, заносятся в договор страхования либо в дополнительное соглашение к данному договору, где указываются раздельно:
    • Риск, связанный с нанесением ущерба здоровью (сумма к выплате).
    • Риск причинения урона имуществу (сумма к выплате).
  2. Зачастую договором устанавливается франшиза — то есть, какая-то часть нанесенного ущерба, которая останется без возмещения.
  3. По письменному соглашению сторон указанные договорные отношения могут быть расторгнуты, при этом за страховщиком останется обязанность выплатить страховые возмещения, по всем возникшим в течение действия такого договора страховым случаям.

Выплаты по CMR-полису: особенности и возможности

Договор гражданской ответственности перевозчика заключается между страховой компанией и грузоперевозчиком. В станах, подписавших международную Конвенцию о договоре дорожной перевозки, так страхуется ответственность перевозчика при выполнении заказа. Полис в большинстве случаев, покрывает ответственность:

  • за утрату и порчу груза (повреждения могут быть нанесены и автомобилем, и грузом самому себе),
  • за нарушение сроков доставки и понесённые в связи с этим потери владельца груза,
  • за неверную адресацию при доставке (с возмещением расходов на перемещение груза по верному адресу),
  • за выдачу груза неуполномоченному лицу,
  • за нарушение инструктажа отправителя и неверное оформление документации, произошедшее по вине грузоперевозчика,
  • за вред, причинённый третьим лицам (имуществу и здоровью),
  • за несоблюдение таможенных правил в ходе ввоза, транзита и вывоза груза (с учётом возможных штрафов и взысканий).

При этом страховка не выплачивается, если груз пострадал вследствие действия неподконтрольных факторов – например, при ограблении, пожаре, ДТП, намокании, опрокидывании транспорта, угона. Также в условиях ряда страховых компаний, предлагающих CMR-полисы, указано, что не покрывается ответственность перевозчика, если:

  • была допущена халатность в отношении перевозимого груза,
  • нарушены правила упаковки,
  • груз был отправлен в уже повреждённом состоянии,
  • при перевозке были использован транспорт с существенными техническими неисправностями (в том числе – рефрижераторных кузовов) или транспорт, не указанный в страховом полисе.

Страхование груза при перевозке: подотрасли

Страхование авиаперевозок. Перемещение грузов по воздуху — самый молодой и перспективный из всех способов. Таким образом обычно перевозят грузы небольших размеров. С целью транспортировки более крупных объектов возможно использование чартерных рейсов специализированных бортов. Страховой риск здесь обычно невысокий, поскольку этот вид транспорта считается наиболее безопасным. Превышение максимально допустимой массы груза в данном случае недопустимо, поскольку угрожает безопасности полёта. По этой же причине возможность порчи или утраты груза, перевозимого таким образом, минимальна. Для некоторых видов товаров (например, одежды, компьютерной и иной электронной техники) высок риск хищения, особенно в промежуточных пунктах пребывания во время следования к месту назначения.

Читайте также:  Пенсия иностранным гражданам в России

Страхование морских грузов. Такой вид перевозки связан со множеством рисков, например, повреждением при погрузочно-разгрузочных работах или транспортировке, неблагоприятными погодными условиями. Несмотря на высокую степень риска, в некоторых случаях отправка груза водным транспортом — единственный способ доставки его к месту назначения. Морские перевозки допускают использование полного и частичного страхования транспортируемого имущества. Второй вариант предполагает страховую защиту груза лишь на отдельном участке пути. Размер премии по договору здесь зависит от условий перевозки, длины маршрута, количества промежуточных пунктов и прочего.

Обзор актуальных предложений ОСГОП от ведущих страховых компаний

Актуальность данных: весна 2021г.

Allianz Росгосстрах Альфа Страхование Ингосстрах
Отрасль Грузоперевозки Грузоперевозки Грузоперевозки Пассажирские перевозки
Защита в случаях – Мошенничества и пропажи ТС;
– ДТП;
– противоправных действий 3-х лиц;
– повреждения груза;
– пожара;
– поломки реф установки.
– ДТП;
– пожар;
– взрыв;
– хищение (кража, грабеж, мошенничество);
– ответственность за причинение вреда окружающей среде (опасные грузы);
– ответственность за убытки;
– ответственность за ущерб перед 3-ми лицами;
– ответственность за контейнер;
– ответственность перед таможней;
– расходы по спасению, установлению ущерба, судебные и юр. затраты;
– доп. расходы по уничтожению поврежденного груза и по спасению ТС.
– Ответственность за гибель, повреждение или утрату груза;
– ДТП;
– пожар;
– опрокидывание ТС;
– провал моста;
– взрыв;
– кража, грабеж, разбойное нападение;
– нарушение температурного режима;
– ответственность за финансовые убытки;
– возмещение таможенных сборов и пошлин;
– ответственность перед 3-ми лицами за вред;
– расходы по расследованию обстоятельств страхового случая;
– расходы по предотвращению или уменьшению размера ущерба.
– Гражданская ответственность за причинение вреда жизни пассажира;
– Гражданская ответственность за причинение вреда здоровью пассажира;
– Гражданская ответственность за причинение вреда имуществу пассажира;
Плюсы – Возмещение всех расходов, платежей и пошлин;
– признание полной гибели по стандартам производителя;
– страхование от задержки запуска в эксплуатацию (CARGO DSU);
– высокий рейтинг;
– круглосуточная работа;
– урегулирование online;
– 125 лет истории. 20 лет в России.
– Индивидуальная программа страхования (набор рисков, франшиза, страховая сумма и т.д.);
– льготы по корпоративным тарифам;
– сервисная поддержка;
– страховая премия в рассрочку.
– Высочайшее качество обслуживания;
– более 100 страховых продуктов для частных лиц и компаний;
– около 270 региональных представительств;
– исключительно высокий уровень надежности ruAA+ рейтингового агентства «Эксперт РА»
– более 25 лет на рынке страховых услуг.
– Одна из крупнейших СК в России;
– относится к категории системообразующих российских страховых компаний;
Стоимость Рассчитывается индивидуально Рассчитывается индивидуально
Возможные варианты:
– “Дальнобойщик Стандарт” – от 17р./день.
– “Дальнобойщик CMR Плюс” – от 26р./день.
– “Дальнобойщик Премиум” – от 35р./день.
– 0,5 – 5% от брутто-фрахта;
– От 100 до 1 500 долларов США за один грузовой автомобиль (с любым типом прицепа).
Страховая премия рассчитывается индивидуально в зависимости от номенклатуры, вида ТС, количества ТС, маршрута перевозок и т.д.
Рассчитывается индивидуально

Наступление страхового случая и осуществление выплат

Если наступление одного или нескольких страховых случаев по ранее заключённому договору на страхование грузов всё же произошло, страхователь должен незамедлительно оповестить об этом страховую компанию. Такое предварительное информирование может быть произведено любым доступным способом: посредством телефонного звонка, факса или электронной почты, причем непременно с обязательным указанием места и времени произошедшего, предполагаемых причин и размера убытка.

Официальным же уведомлением служит письменное заявление о наступлении страхового случая, которое необходимо отправить в адрес страховщика заказным письмом, курьерской доставкой либо по электронной почте. Сроки его представления различны для каждой страховой компании и должны находиться в диапазоне от 24 часов до 5 рабочих дней.

Страхователь обязан приложить все усилия для обеспечения сохранности имущества, являющегося объектом договора, до его осмотра уполномоченным на то представителем страховщика. Он также может перевести пострадавший груз с места происшествия, если это требуется для поддержания должного уровня его безопасности (при условии наличия разрешения на то от другой стороны).

Страховщик вправе потребовать предоставления документов, необходимых для подтверждения факта обоснованности и определения особенностей страхового случая, а именно:

Сведения о страхователе (для физических лиц — паспорт или иной, подтверждающий личность документ, для юридических — свидетельство о регистрации и учредительная документация).

Свидетельство существования договора страхования (оригинал договора, страховой полис, извещение о начале перевозки, дубликат документа, подтверждающего факт оплаты страховой премии в полном объёме, заявление о выплате страховки).

Бумаги, указывающие на наличие имущественного интереса к объекту страхования (комплект договоров купли-продажи, накладные, счета, счета-фактуры и прочая накладная документация).

Документы, доказывающие факт перевозки (договор с транспортной компанией, заявка на перевозку, сопроводительная перевозочная документация).

Бумаги, удостоверяющие наступление страхового случая (основной — акт об имущественной недостаче, остальной состав зависит от вида перевозок).

Документы, обосновывающие размер причинённого ущерба. Это расчёт сумм страховых выплат, заключения экспертов, фотографии и т. п.

Объект CMR-страхования.

Договор добровольного страхования гражданской ответственности заключается между перевозчиком и страховой компанией, а объектом страхования становится – ответственность, взятая перевозчиком при выполнении заказа на перевозку и экспедирование груза.
CMR-страхование покрывает следующие страховые риски, возникающие в процессе перевозки груза:

  • ответственность за гибель/порчу/повреждение груза;
  • ответственность за просроченные сроки доставки груза, в том числе за понесенные из-за этого грузовладельцем финансовые убытки;
  • ответственность за неправильную засылку-доставку груза (с возмещением затрат на пересылку по правильному адресу);
  • ответственность за нарушение инструкций отправителя, неправильное оформление транспортных документов;
  • ответственность перед третьими лицами в случае причинения им вреда/убытка жизни и/или здоровью перевозимым грузом/транспортным средством, а также гибелью/повреждением их собственности;
  • ответственность при нарушении таможенных процедур в процессе ввоза, вывоза и транзита грузов, соответствующую уплату таможенных взысканий и штрафов.
Читайте также:  Николаев переименовал конкурс пиарщиков из-за аббревиатуры «PR» в названии

Перечень страховых случаев

Страховка ответственности перевозчика покрывает риски, связанные со следующими обстоятельствами:

  • Травмирование, ранение либо гибель одного либо нескольких пассажиров, пребывающих на транспортном средстве при аварии или ином событии, связанным с использованием транспорта страхователем.
  • Потеря либо частичное повреждение багажа независимо от его вида ввиду событий, предусматриваемых законом.
  • Потеря, недостача, полная утрата либо повреждение груза, переданного для доставки.
  • Нарушение сроков, определенных для доставки людей или грузов в место назначения (если причина включена в перечень оснований для компенсации).
  • Нарушения при выдаче: безосновательные задержки, отсутствие необходимой документации, подтверждающей право получателя забрать доставленный груз.
  • Неправильная засылка отправления груза.
  • Увечья и смерть людей, что находились рядом с транспортным средством страхователя, потеря чужого имущества ввиду неправильной эксплуатации транспорта, который был застрахован.

В указанных случаях страховщик должен компенсировать ущерб всем пострадавшим из-за страхователя.

Страхование ответственности автоперевозчика

Страхование ответственности автоперевозчика проводится на возможное наступление страхового случая, связанного с эксплуатацией автомобильных транспортных средств как перевозочного средства. Страховым объектом является гражданская ответственность автоперевозчика, возникающая при наступлении страхового события. К страховым событиям относятся претензии со стороны лиц, заключивших договор о перевозке грузов с перевозчиком, на возмещение убытка. Объем ответственности и порядок уплаты определяются нормами международного права, законодательной базой Российской Федерации и договором страхования гражданской ответственности автоперевозчика.

Страхователями данного вида страхования могут быть лица с любой организационно-правовой формой деятельности, осуществляющие перевозку грузов по территории России и иностранных государств.

Страхование по ответственности автоперевозчика относится к добровольному виду страхования. Тем не менее, оно достаточно популярно в отрасли международного автомобильного сообщения, поскольку несет дополнительные гарантии грузовладельцу по выполнению обязательств, возложенных на себя автоперевозчиком.

Страхование ответственности автоперевозчика покрывает следующие риски:

  • повреждение, утрата или гибель груза;
  • финансовые убытки грузоотправителя вследствие несвоевременно доставленного груза, несоблюдение инструкции отправителя по доставке груза;
  • ошибки страхователя при заполнении сопроводительной документации (неправильно заполненная транспортная накладная, прочее);
  • расходы, связанные с предотвращением и уменьшением размера возможного ущерба (переупаковка, сортировка), расходы на защиту интересов в судебных органах по наступившим событиям, ответственным за которые является страхователь.

Где можно купить полис ОСГОП

Приобрести данный полис намного сложнее, чем другие обязательные страховые полисы (включая ту же автостраховку), поскольку выдавать его имеют право далеко не все страховщики. Для того чтобы иметь право оформлять полисы ОСГОП, страховая фирма должна сама получить лицензию на соответствующую деятельность и обязана входить в состав союза НССО.

В некоторых случаях компании, состоящие в Союзе, со временем выходят из него, но при этом продолжают выдачу полисов коммерческим перевозчикам. Выданные документы в таком случае являются нелигитимными и не могут гарантировать выплату компенсации пострадавшей стороне (выплачивать ее в конечном итоге придется все тому же перевозчику).

По этим причинам, решив выбрать страховщика для оформления полиса ОСГОП, следует обязательно руководствоваться:

  • его наличием в союзе НССО (проверить это можно на официальном сайте Союза);
  • общей ценовой политикой;
  • отзывами других перевозчиков, уже оформлявших полисы в этой фирме;
  • общей репутацией данной компании на рынке страховых услуг.

Кроме того, если вы уже оформляли ранее обязательный полис страхования ответственности перевозчика в какой-либо компании и вас устроил уровень цен и общая политика, то при возможности менять этого страховщика на другого не следует. Однако проверить наличие у него лицензии и членства в НССО перед новым обращением за оформлением полиса все-таки рекомендуется.

Порядок заключения договора

Определив необходимый перечень рисковых ситуаций, клиенту следует обратиться в компанию, занимающуюся оказанием услуг страховой защиты грузов. Вместе с требованиями, которые касаются условий страхования и предполагаемой страховой суммы, ему необходимо подготовить полную информацию о транспортируемом объекте:

  • Полное наименование.
  • Сведения об упаковке, габаритных размерах и весе.
  • Ключевые атрибуты перевозочных документов: номера и даты.
  • Вид используемого транспортного средства и способ отправки груза.
  • Сведения о количестве партий груза.
  • Наименование пунктов отправления, назначения.
  • Планируемая дата отправления.
  • Иные сведения, имеющие значение при исчислении степени риска.

Справочную информацию и свои предложения страхователю следует предоставить страховщику вместе с заявлением на оказание услуг. Принимающая сторона рассматривает его, в соответствии с предоставленными данными анализирует риски, выставляет свои условия страхования грузов. Подлежащее страхованию имущество также может быть осмотрено и описано, если, по мнению страховщика, это необходимо. Результат процесса — двустороннее подписание договора.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *