Фаркоп вне закона? За установку можно лишиться машины!

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Фаркоп вне закона? За установку можно лишиться машины!». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Процедура регистрации фаркопа в ГИБДД достаточно длительная. Во-первых, нужно выбрать ТСУ, соответствующее марке и модели автомобиля. В противном случае нельзя будет узаконить фаркоп на легковом автомобиле. А в случае использования тягово-сцепного устройства, не предназначенного для авто, грозит штраф.

Что учесть при покупке фаркопа

Рекомендуется приобретать тягово-сцепное устройство исключительно у проверенных продавцов. Фаркоп должен иметь сертификат соответствия. Учитывайте следующие важные нюансы:

  1. Способ крепления оборудования на кузове ТС (уточняйте это в том сервисном центре, где намереваетесь произвести монтаж изделия).
  2. Соответствие свойств тягово-сцепного устройства требованиям государства.
  3. Совместимость фаркопа и модели авто (информация содержится в документации к устройству).
  4. Характеристики ТСУ ( габариты, масса, конструктивные особенности).

При выборе ТСУ следует обратить внимание на то, чтобы деталь не перекрывала государственный номер машины и не создавала каких-либо помех другим участникам движения.

Монтаж фаркопа запрещен, если:

  • нет разрешения на установку фаркопа;
  • ТСУ чрезмерно выходит за пределы бампера, из-за чего ТС, следующие позади, рискуют столкнуться с выступающими деталями;
  • оборудование было закреплено на кузове совершенно не по инструкции, с лишь согласно инструкции и посредством специальных крепежей.

Фаркоп установлен, но не зарегистрирован: что делать?

В том случае, если на машину фаркоп установлен давно и не зарегистрирован как следует, вы все равно можете избежать штрафа. Для этого необходимо выполнить несколько условий. Во-первых, в течение года обойтись также без нарушений правил дорожного движения – в таком случае, даже если инспектор выявит отсутствие регистрации фаркопа, он может ограничиться предупреждением. После этого вам все же необходимо будет пройти регистрацию в том порядке, который установлен законодательно. Или просто найти на него паспорт и сертификат, если его установка предусмотрена производителем.

Порядок регистрации не отличается от такового при установке ТСУ, за исключением, конечно, самого этапа установки. Но если экспертиза ГИБДД обнаружит, что фаркоп установлен неправильно либо вообще не может быть установлен на ваше транспортное средство, его придется демонтировать. Если вы покупаете автомобиль с пробегом и с уже установленным ТСУ, важно получить документы на него у продавца, так как зарегистрировать в ГИБДД такой автомобиль не получится, и необходим будет демонтаж фаркопа.

Категория прав для машины с фаркопом

Категория прав зависит от того, какой прицеп водитель планирует крепить к фаркопу. Мы писали о категориях в статье о прицепах:

Машина Вес прицепа, кг Общий вес, кг Категория
легковая до 750 или веса машины до 3500 B
от 750 от 3500 BE
грузовая до 750 C, C1
от 750 CE
от 750 до 12 000 C1E
автобус до 750 D, D1
от 750 DE
от 750 до 12 000 D1E

Категория прав для машины с фаркопом

Категория прав зависит от прицепа, который водитель планирует прикрепить к фаркопу. О категориях мы писали в трейлере статьи:

Машина Масса прицепа, кг Общий вес, кг Категория
пассажиры до 750 или вес станка до 3500 Б
от 750 от 3500 БЫТЬ
транспорт до 750 DO, DO1
от 750 ТАМ ЕСТЬ
от 750 до 12 000 Do1
автобус до 750 RE, RE1
от 750 DE
от 750 до 12 000 RE1MI

На какие автомобили разрешено устанавливать фаркоп?

Более 99% автомобилей выпускаются с правом от завода-изготовителя на установку фаркопа. На остальные машины крепить ТСУ в 2023 году можно только, получив разрешение от ГИБДД.

Узнать о возможности прикрепления фаркопа можно 5-ю способами:

  1. Заглянуть в руководство по эксплуатации автомобиля – здесь должен быть раздел об использовании прицепа. Если он есть, значит, установка фаркопа разрешена.
  2. Изучить ОТТС (Одобрение типа транспортного средства) – здесь отмечено оборудование, которое можно дополнительно установить на автомобиль.
  3. Изучить табличку с VIN-кодом, расположенную чаще всего на одной из дверных стоек. В табличке указаны 4 группы цифр, где первая означает полный вес автомобиля, а вторая – допустимую массу с прицепом. Если вторая цифровая комбинация отсутствует, машина конструктивно не предназначена для использования с прицепным устройством.
  4. Обратиться к официальному дилеру в автосалон.
  5. Запросить сведения у завода-производителя.

Категории водительских прав для машины с фаркопом

Категория водительских прав зависит от типа прицепа, который собирается использовать автовладелец после установки фаркопа. Езда без прицепа, дополнительной категории не требует.

Автомобиль Масса прицепа (кг) Общая масса (кг) Категория
Легковой До 750 либо массы автомобиля До 3500 В
От 750 От 3500 ВЕ
Грузовой До 750 С, С1
От 750 СЕ
От 750 До 12000 С1Е
Автобус До 750 D, D1
От 750 DE
От 750 До 12000 D1E

Что делать перед покупкой фаркопа?

Прежде, чем покупать тягово-сцепное устройство, рекомендуется внимательно изучить информацию в руководстве по эксплуатации автомобиля.

  1. Если в техпаспорте машины указано, что на данную модель разрешено устанавливать ТСУ и авто предусмотрено для буксировки прицепа, то монтаж оборудования можно проводить смело, не прибегая к его регистрации в ГИБДД. Это не будет считаться внесением изменений в конструкцию агрегата. Автовладелец вправе установить фаркоп в выбранной им автомастерской (или самостоятельно, строго следуя инструкции) и пользоваться им по своему усмотрению.
  2. Если в техпаспорте нет информации, разрешающей крепление ТСУ, водитель должен быть готов пройти техническую экспертизу. Она покажет, можно ли на данную модель машины устанавливать «крюк». Кроме этого, монтаж фаркопа необходимо будет зарегистрировать в Госавтоинспекции.
  3. Найти ТСУ, подходящее под данную модель машины. Для этого запросить у производителя оборудования необходимую документацию. Если ее не окажется, обратиться к другому продавцу с аналогичной просьбой.
  4. Заранее подыскать автомобильный сервис, который займется установкой фаркопа. Желательно выбрать такое СТО, где после монтажа на руки выдаются бумаги, подтверждающие право на эксплуатацию автомобиля с установленным оборудованием.

Разъяснения ГИБДД по процедуре внесения изменений в конструкцию ТС

Возникает логичный вопрос о том, нужно ли регистрироватьфаркоп на авто. Современные ПДД запрещают владельцам самостоятельно модернизировать свои машины, равно как и устанавливать на них какие-либо детали и приспособления, не соответствующие требованиям регламента Таможенного союза. Такие элементы перечислены в Одобрении типа транспортного средства (ОТТС), а в данный перечень они попадают после прохождения соответствующих испытаний в аккредитованных лабораториях.

Запрещается:

  • Устанавливать колеса большего радиуса, чем тот, который предусмотрен автопроизводителем. На заводе уже осуществлен полный цикл их испытаний на устойчивость, исследованы тормозные характеристики автомобиля. Также стандартам ОТТС должны отвечать сами покрышки.
  • Устанавливать лифты подвески, если они нарушают требования техрегламента Таможенного союза и снижают общую безопасность движения ТС.
  • Монтировать сцепное устройство, когда оно не в полной мере удовлетворяет требованиям технического регламента. К примеру, если буксировка прицепа данным авто не предусмотрено регламентом, то и установку фаркопа осуществлять недопустимо.
  • Устанавливать дополнительное оборудование (к примеру, лебедки или холодильно-обогревательные устройства), если оно не прошло цикл испытаний в аккредитованной лаборатории. Для регистрации в ГИБДД соответствующей разрешительной документации заявителю понадобится предоставить результаты тестов.
  • Переоборудовать автотранспортное средство посредством установки на нем не предусмотренных штатной конструкцией тентов или цистерн. Это тоже можно сделать лишь после того, как данные конструкционные доработки пройдут испытания в лаборатории.

Установка фаркопа на ваз 2114

  1. Сначала нужно установить поперечную балку. Для расширения лонжеронов на задней части следует воспользоваться дрелью с фрезой. После этого следует поднять шумоизоляцию, которая находится в районе багажника.
  1. Следующий этап — это вставка пластины в отверстия лонжеронов, находящихся сзади. Если возникнет необходимость в расширении отверстия, то сделать это можно с помощью всё той же электродрели с фрезой. Лучше всего производить подобные работы вдвоём.
  2. На следующем этапе требуется приложить поперечную балку к лонжеронам. После этого её нужно как можно скорее закрепить болтами. Далее требуется закрепить пластины с уже приваренными гайками прямо на болты.
  3. Потом нужно снять глушитель. Также его можно просто отсоединить от 2-х резинок, находящихся сзади. Это нужно для того, чтобы глушитель опустился вниз под тяжестью своего веса. Гайки можно наживить, однако не затягивать.
  4. Теперь пришёл черёд закрепить продольную металлическую деталь с фаркопом. Ещё один этап работ — это установка болтов. Они должны быть установлены в отверстия, которые можно найти в запаске. Когда с этим будет покончено, необходимо приложить металлическую деталь, а потом слегка закрутить гайки.
  1. Необходимо соеденить 2 металлические детали при помощи 4-х болтов. Для того, чтобы сделать это как можно быстрее, нужно закрутить гайки не до самого конца. После наживления всех элементов нужно выставить крюк по оси симметрии машины. Крепеж также следует прочно закрепить.
Читайте также:  Декретный отпуск - 2023: размер пособий молодой маме

Когда с этими работами будет закончено, следует подключить фаркоп к проводке автомобиля. Эти работы следует выполнять строго по инструкции, прилагающейся к устройству. Провод в любом случае нужно разрезать на несколько частей. Они должны быть одинаковыми. Когда части провода будут готовы, следует зачистить концы и прикрутить их к розетке. Заднюю часть розетки следует замазать герметиком. Это нужно для изоляции.

Сама розетка должна крепиться саморезами на кронштейне. Вместо саморезов можно использовать болты. После этого розетка должна быть подсоединена к проводам жгута. Внутри багажника также должны быть помещены провода. Это можно сделать через несколько отверстий, которые находятся в нише запаски.

Со стороны багажного отделения следует затягивать провода в узлы для того, чтобы «не вылезли». В противном случае вся работа будет сделана зря. Если провода находятся в нижней части, то их можно примотать с помощью изоленты. С этой задачей справится каждый.

Что такое фаркоп и зачем он нужен

Фаркоп представляет собой специализированное тягово-сцепное устройство (ТСУ), используемое для буксирования легковых прицепов. Что касается его конструкции, то она может быть различной, но в подавляющем большинстве случаев включает в себя два основных элемента: поперечину и шаровый узел. Крепление поперечины происходит к специальному отверстию, расположенному в раме или кузове транспортного средства. Шаровый узел обычно фиксируется на балке.

Главная и, пожалуй, единственная сфера применения фаркопов — это, как уже было сказано выше, буксирование легковых прицепов. Но, некоторые водители в действительности используют его с другой, «скрытой» целью. Они считают, что при ударе сзади это приспособление способно как-то защитить автомобиль. В действительности же эта убежденность глубоко ошибочна: практика показывает, что в таких случаях кузов автомобиля, в который «въехало» другое авто, повреждается в гораздо большей степени, чем если бы фаркопа не было. Кстати говоря, в некоторых странах правилами дорожного движения вообще запрещено использование фаркопов без прицепов.

Фаркопы классифицируются в зависимости от способа монтажа. Тягово-сцепные механизмы бывают трех категорий:

  • Фиксированный. К этому виду относятся сварные приборы. Они являются частью конструкции бампера. Такие изделия – редкость. Обычно они устанавливаются отдельно на машины, конструкция которых не предусматривает применение ТСУ. Но такой универсальный фаркоп имеет способ крепления конструкции, не требующий подбора конкретной модели.
  • Съемный фаркоп. Изделия этой категории встречаются в большинстве случаев. При необходимости такой механизм можно снять. Они подходят людям, у которых не всегда есть необходимость использовать съемный прицеп. Представлено много типов механизмов этой категории. Выбор нужно осуществлять на основе модели авто.
  • Фланцевый. Эта категория известна также как условно-съемная. Крепление таких механизмов выполняется при помощи болтов, благодаря этому обеспечивается возможность выдерживать большие нагрузки. Зачем нужен фаркоп такого типа, не сложно догадаться. Для приборов, применяющий фланцевое соединение, предусмотрена специальная конструкция бампера, позволяющая их использовать в нужное время. Для конкретного автомобиля подойдет исключительно оригинальная модель тягово-сцепного механизма.

Виды фаркопов по типу шара, в зависимости от его способности выдерживать нагрузки:

  • «А» — категория для прицепов, перевозящих вес не более 150 килограмм;
  • «H» — более дешевый вариант, имеющий те же ограничения, что и предыдущая категория;
  • «F» — категория регулируемых в разные стороны фаркопов, используемых с прицепами, которые перевозят вес до 3,5 тонн;
  • «G» — категория регулируемых в одну сторону фаркопов, используемых с прицепами, которые перевозят вес до 3,5 тонн;
  • «V» — нерегулируемые по высоте механизмы, используемые с прицепами, которые перевозят вес до 2,5 тонн.

Каждый вид имеет плюсы и минусы. Фланцевый вид обладает высоким показателем прочности. Но его нельзя спрятать. Другие модели не регулируются по высоте шара фаркопа от земли, и стоят дороже. Для некоторых авто, таких как Лада Калина хэтчбэк потребуется ставить сварной прибор, или сверлить отверстия для креплений. Но в этом случае есть риск нанести вред автомобилю. Передний бампер не пострадает, но задний получит вред. Наиболее дорогой вариант – складной прибор.

Читайте также:  Срочный договор и беременность

Если тягово-сцепное изделие покупается отдельно, следует учитывать технические характеристики авто.

Порядок регистрации ТСУ на автомобиль в ГИБДД

Регистрация фаркопа на автомобиль в 2023 году осуществляется в несколько шагов:

  1. Сначала необходимо прийти в отделение ГИБДД и подать пакет документов, включающий свидетельство о регистрации машины, копию ПТС, сертификат соответствия на фаркоп и заполненное по образцу заявление.
  2. Затем, следуя указаниям инспектора, отогнать автомобиль на СТО для проведения первичной техэкспертизы. Мастера определят, насколько безопасно устанавливать фаркоп на авто. При положительном результате автовладелец получит на руки документ, разрешающий монтаж ТСУ.
  3. Крепление можно осуществить самостоятельно, но лучше сделать это в автосервисе, с получением документов о проведенной операции.
  4. После установки буксирующего устройства сотрудники автосервиса подвергают автомобиль вторичной экспертизе. На этот раз проверяется его безопасность для участников дорожного движения.
  5. Если все в порядке, автовладелец получит на руки диагностическую карту.
  6. После этого необходимо собрать полученные в СТО документы, приложить к ним сертификат качества на ТСУ, заполнить заявление на регистрацию и передать пакет в техотдел ГИБДД.
  7. Инспектор проверит корректность монтажа и выдаст свидетельство, подтверждающее соответствие прикрепленного фаркопа нормам Техрегламента Таможенного союза.

Порядок установки фаркопа по закону

Согласно законодательству России, для установки фаркопа на машину необходимо осуществить ряд определенных действий.

Порядок действий в законе установлен следующий:

  • Гражданин, прикрепляющий фаркоп, определяет, возможна ли эта процедура с его автомобилем. Некоторые модели легковых автомобилей не рассчитаны на тягу прицепов, поэтому лицу необходимо определить, подходит ли для его модель машины. Для прицепа тягового устройства отведено специальное место;
  • Агрегат выбирается у продавца, желательно производителя соответствующих автомобилю марок. Фаркоп подбирается согласно марке и модели машины владельца;
  • Затем происходит оформление документов у автосервиса, где мастер проведет монтаж, прикрепив устройство к авто;
  • Документы выдаются на руки владельцу, и он регистрирует фаркоп в ГИБДД.

Но процедура регистрации не обязательна. Чтобы избежать бумажной волокиты, владельцу нужно соблюдать определенные условия и требования:

  • Установка прицепа предусмотрена фирмой, изготавливающей автомобили марки и модели собственника;
  • Монтаж и процедура присоединения проходили по инструкции, работа выполнялась мастером в автосалоне, без внесения собственных корректировок и действий от собственника. Например, запрещено сверлить или использовать сварку;
  • У владельца есть документы о модели фаркопа, паспорт, сертификат. В этих бумагах доказательства правомерных действий собственника авто.

Регистрация фаркопа в ГИБДД проходит только при внесении каких-либо изменений или коррективов во время монтирования устройства. Стоимость регистрации в разных ситуациях различная. Цена зависит от типа автомобиля, модели прицепа и сложности монтажа. Также ознакомьтесь с основами Федерального закона №324. Подробности по ссылке:

Документы для установки фаркопа:

  • Заявление для регистрации. Форма или бланк заявления выдается на месте, по приходу в ГИБДД;
  • Оригинал свидетельства и его копия о регистрации авто, которым владеет лицо и к которому присоединился прицеп;
  • Полный пакет документов на владение и использование фаркопа, с его паспортом, сертификатом и данными;
  • Двусторонняя копия ПТС.

После прохождения регистрации водителю выдается бумага с подтверждением. Она доказывает правомерность использования фаркопа.

Какие документы нужны, и как их получить

Владелец автомобиля должен несколько раз посетить дорожную инспекцию для получения документов на установку фаркопа. Для начала необходимо представить следующее:

  • заявление, поданное в установленной форме;
  • оригинал и двухсторонняя копия документов на транспортное средство;
  • документация, подтверждающая качество и безопасность продукта;
  • свидетельство о регистрации транспортного средства в ГИБДД.

После модификации (установки фаркопа) владелец должен еще раз посетить ГИБДД для регистрации фаркопа на автомобиль. Сотрудник дорожной полиции проверит, правильно ли установлен фаркоп и не представляет ли он опасности для участников дорожного движения. Затем необходимо представить следующие документы:

  • заявление о регистрации модификации;
  • договор купли-продажи прицепа (если имеется);
  • сертификат на фаркоп;
  • отчет об установке, полученный от дилера автомобиля;
  • диагностическая карта автомобиля (выдается на СТО);
  • экспертное заключение (выдается станцией техобслуживания).


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *