Прохождение предрейсового технического осмотра автомобиля порядок и оборудование

Здравствуйте, в этой статье мы постараемся ответить на вопрос: «Прохождение предрейсового технического осмотра автомобиля порядок и оборудование». Если у Вас нет времени на чтение или статья не полностью решает Вашу проблему, можете получить онлайн консультацию квалифицированного юриста в форме ниже.

Наиболее часто задаваемый вопрос: «А нужно ли мне организовывать и проводить предрейсовые медосмотры?» Давайте разбираться: Согласно Закону (196-ФЗ от 10.12.1995) водители ЛЮБЫХ транспортных средств (в т.ч. грузовых и легковых), находящихся на балансе юридических лиц или ИП обязаны проходить предрейсовый медосмотр (ПМО) перед выходом на линию. При этом количество водителей и вид предпринимательской деятельности на необходимость организовывать и проводить ПМО не влияет Пример: «У меня винный магазин, и работает один водитель на Пойнтере, который развозит товар.

В 2023 году начнет действовать новый порядок проведения предсменных и предрейсовых медосмотров

В России с 1 сентября 2023 года изменится порядок организации и проведения предрейсовых, предсменных медосмотров.

Обновление процедуры связано с принятием № 629-ФЗ от 29 декабря 2022 года, который позволяет проводить медицинские осмотры посредством медицинский изделий, способных дистанционно направлять информацию о состоянии здоровья работника.

В новом формате не предполагается посещение специализированных медцентров и даже присутствие медицинского работника.

В развитии логики указанного закона Минздрав РФ подготовил проект приказа, который утверждает Порядок и периодичность проведения предсменных, предрейсовых, послесменных, послерейсовых медосмотров, медицинских осмотров в течение рабочей смены и перечень выполняемых исследований.

Документ регламентирует обязательную идентификацию личности работника при организации дистанционного контроля за состоянием здоровья. Проект приказа предусматривает предоставление специальных полномочий Минздраву РФ для утверждения Порядка и периодичности проведения вышеназванных медицинских осмотров.

В сводном отчете к проекту приказа поясняется, что актуализация Порядка проведения медосмотров направлена на исключение формального подхода и коррупционной составляющей в деятельности медицинского работника при проведения осмотров в очном формате. Появится возможность четко фиксировать и сохранять объективные данные медицинских показателей сотрудника, информации о времени и месте проведения медосмотров.

Обновленный порядок поможет в режиме реального времени выполнять профилактику безопасности при осуществлении работ, исполнении трудовых обязанностей и станет препятствием для возникновения нештатных ситуаций в виде человеческих жертв и материального ущерба по причине плохого самочувствия или проявления симптомов профессиональных заболеваний.

Дистанционные медосмотры могут быть организованы в труднодоступных и отдаленных местах, где постоянное пребывание медработников крайне затруднено или невозможно. При этом качество и достоверность определяемых показаний здоровья работников остается на высоком уровне.

Такие осмотры проводятся только с помощью медицинских изделий, прошедших регистрацию в соответствии с требованиями законодательства об охране здоровья граждан. Сейчас в России Росздравнадзором зарегистрированы 20 программных аппаратных комплексов, предназначенных для дистанционной передачи сведений о состоянии здоровья пациента.

При этом стоимость дистанционного медосмотра примерно вдвое ниже по сравнению с обычным в режиме офлайн.

После принятия проект отменяет предыдущий приказ Минздрава РФ №835н. Предполагается, что новый документ приобретет юридическую силу 1 сентября 2023 года.

Предрейсовый медицинский осмотр

Приказ Минздрава РФ №835н регламентирует предрейсовые медицинские осмотры водителей:

  1. Медосмотры проводят перед началом рабочей смены. Такая мера направлена на обнаружение вредных, опасных факторов и состояние здоровья, которые будут препятствовать выполнению человеком трудовой функции.
  2. Проверки финансируют и организуют работодатели.
  3. Проверки проводят медицинские работники, которые имеют необходимую квалификацию, работают в штате компании или представляют стороннюю медицинскую организацию с лицензией.
  4. В ходе предрейсовых осмотров медработники:
  • рассматривают жалобы водителя;
  • проводят визуальный осмотр;
  • измеряют температуру, давление, пульс;
  • выявляют признаки опьянения;
  • определяют процент алкоголя в крови;
  • определяют присутствие психоактивных веществ.

Пройти предрейсовый техконтроль можно на предприятии или в сторонней организации. В первом случае в штате компании должен числиться сотрудник, имеющий нужный уровень квалификации, опыт работы и навыки. При обращении в частную организацию между сторонами сделки заключается контракт. Он предоставляет дополнительные гарантии безопасности. В документе указываются: персональные сведения, сроки оказания услуг, место осмотра, стоимость осмотра и форма оплаты.

Дополнительно фиксируются обязанности и полномочия сторон, возможность возникновения форс-мажорных ситуаций, а также порядок рассмотрения спорных вопросов. В заключение договора вносятся реквизиты заказчика и исполнителя, ставятся подписи, а также специальные отметки организаций. Также можно составить приложение.

На заметку! Если ПТО было выполнено не должным образом (например, без инструментов диагностики), организация может истребовать повторный контроль.

Кто обязан проводить предрейсовый технический контроль?

Порядок обязателен для следующих организаций или индивидуальных предпринимателей:

✓ которые занимаются так называемыми коммерческими перевозками, т.е. перевозят пассажиров и /или/ грузы по договорам перевозки или фрахтования;

✓ перемещают (как прямо указано в законе о безопасности дорожного движения) иных лиц помимо водителя и /или/ материальные объекты на автобусах и /или/ грузовых ТС, для собственных нужд.

Читайте также:  Проблемы учета основных средств в Казахстане

Для тех же, кто эксплуатирует только легковые автомобили, не оказывая при этом услуг по перевозке, указанные правила проведения предрейсового техконтроля не обязательны.

Но, следует отметить, что на них распространяются требования закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ, в том числе о запрете выпускать на линию неисправный транспорт. И часто на практике проверяющие просят представить, доказательства проведения контроля техсостояния.

ОБРАЩАЕМ ВНИМАНИЕ!

Если на балансе имеется хотя бы один грузовик или автобус, то соблюдение правил проведения предрейсового техконтроля обязательно в отношении всех транспортных средств, принадлежащих такой организации или ИП, в т.ч. и легковых автомобиле!

Техконтроль может осуществляться:

– работником самой организации (ИП);

– работником сторонней организации (ИП) по договору об оказании услуг;

– привлекаемым для проведения контроля индивидуальным предпринимателем по договору об оказании услуг.

Любой из вышеперечисленных должен соответствовать требованиям к контролеру технического состояния.

При этом должность такого работника не обязательно должна называться «Контролер технического состояния». Это может быть любой работник, на которого руководителем (самим ИП) возложены такие обязанности.

Тут необходимо отметить одну тонкость. Если контроль технического состояния проводит сторонняя организация или ИП по договору об оказании услуг, то отметку в путевом листе «выпуск на линию разрешен» должен ставить, по нашему мнению, работник, назначенный в организации (ИП), (которой принадлежит ТС) ответственным за техническое состояние и эксплуатацию транспортных средств. А с 1 марта 2023 года – работник «ответственный за техническое состояние и безопасную эксплуатацию транспортных средств» (п. 13 Приказа Минтранса № 390 от 22.09.2022 г.).

Освобождает ли отмена ТО от ответственности?

Хотя в некоторых случаях прохождение технического осмотра не является обязательным, это не освобождает владельцев транспортных средств от ответственности и обязанности содержать свои автомобили в надлежащем техническом состоянии. Согласно пункту 2.3.1 StVS, водитель транспортного средства обязан перед выездом на дорогу проверить техническое состояние транспортного средства и убедиться, что оно пригодно для движения. По этой причине по-прежнему рекомендуется регулярно обслуживать автомобиль и проверять все детали и функции.

Отмена обязательства по уплате алиментов не лишает вас возможности проходить эту процедуру регулярно. Те, кто предпочитает обслуживать свои автомобили, получают преимущество. Например, им не придется проходить техосмотр «на месте» при остановке сотрудниками ГИБДД (сотрудник может проверить по электронной базе данных наличие действующей диагностической карты). По крайней мере, для старых автомобилей регулярный осмотр может быть лучшим решением. Однако вас не оштрафуют за отсутствие свежего техосмотра, что является хорошей новостью для всех автовладельцев.

Возможность проведения контроля в любое время между сменами

Одно из самых интересных нововведений содержится в пункте 4 нового регламента:

Предсменная или предрейсовая проверка технического состояния транспортных средств (далее — проверка) проводится до выезда транспортного средства со стоянки (парковочного места), предназначенной для парковки транспортного средства после возвращения из поездки и окончания смены водителя транспортного средства (далее — место стоянки).

Проверка проводится в течение любого периода времени, который необходим для установления технического состояния транспортного средства и который ограничен временем въезда транспортного средства на автостоянку (парковочное место), предназначенную для парковки транспортного средства после возвращения из поездки и завершения смены водителя транспортного средства (далее — парковочное место), до выезда транспортного средства со стоянки.

В этом пункте четко указано, что проверка технического состояния может быть проведена в любое время между двумя поездками или изменениями. Другими словами, проверка может быть проведена до начала нового рабочего дня (утром) или после окончания предыдущего рабочего дня (вечером). Возможен и более экзотический вариант — техосмотр в ночное время.

Эта инновация должна решить серьезную проблему, о которой неоднократно писали в транспортной отрасли. Проблема в том, что если в организации много транспортных средств (100 — 200) и рабочий день начинается в одно и то же время (в 8 утра), то даже несколько инспекторов не успевают осмотреть все транспортные средства за разумное время (30 — 40 минут).

С 1 сентября такой проблемы не будет. У инспектора(ов) будет вся ночь, чтобы проверить все автомобили. При грамотном планировании они смогут проверить десятки автомобилей за 8-часовую ночную смену. Таким образом, даже самая крупная автотранспортная компания сможет обойтись без нарушения закона с небольшим количеством сотрудников.

Различия предрейсового и предсменного контроля

Тут сразу возникает основной вопрос : в чем же различие? Помимо предрейсового осмотра, на предприятиях могут делать предсменное обследование автомобиля, процедура данных типов ТО просто во многом схожа. Ответ на вопрос приведен ниже.

Основное различие этих видов контроля в следующем заключении: ПТОТС, например, проводят до выхода транспортного средства в поездку (когда последний длится более 1 рабочего дня или целиком его занимает), предсменный – до заступления на смену, когда автомобиль за день могут использовать несколько шоферов и на одном авто совершают больше раз выездов.

Важно. Контроль, проводимый до поездки, выполняют до выезда с парковки. Осуществлять ТО придется до покидания паркинга первым работником, если несколько человек могли ездить на одном транспортном средстве в течение смены.

Правовые особенности и нюансы приказа о предрейсовых осмотрах

12 п. Приказа Приказа Минтранса №390 от 28.12.2022 указывает на необходимость наличия отметки с фразой «предсменный просмотр прошел, к трудовым обязанностям допущен», если водитель успешно прошел медконтроль перед выходом в рейс. Компания организует предрейсовый просмотр, однако в отметке утверждается, что водитель прошел предсменный осмотр. Поэтому появляется недопонимание, какую формулировку следует использовать. К тому же Приказ Минздрава России №835 от 15.12.2014 для такой же ситуации предусматривает указание о том, что водитель прошел предрейсовый осмотр. В соответствии с п. 16 Положения указанного Приказа, необходимо использовать такую формулировку: «прошел предрейсовый медицинский осмотр, к исполнению трудовых обязанностей допущен». В результате на сегодняшний день в российском законе есть две инструкции о том, как оформлять путевые листы, причем обе из них противоречат друг другу по смыслу. Предполагается, что фактически данные формулировки не окажут особого значения. В то же время возможны и другие последствия: например, если допустить ошибочную формулировку, то в действие вступит ст. 12.31.1 КоАП РФ. В соответствии с пунктами 2 и 3, если перевозка проводится с несоблюдением требований, относящихся к организации технических или медосмотров, то физическое лицо рискует столкнуться со штрафом в размере 3 000 ₽, должностное – 5 000 ₽, юридическое – 30 000 ₽. Итак, если воспользоваться неправильной формулировкой, то есть вероятность получить штраф.

Читайте также:  В России с 1 октября оклады военным и силовикам повысят на 10,5%

Кто проводит осмотр транспортных средств

Проведение предрейсового технического осмотра транспортных средств доверяют только специалисту, имеющему соответствующее образование, должность, полномочия. Он должен обладать особыми знаниями и правом выполнять процедуру. В соответствии с Приказом Минтранса №287 от 28.09.2015 г. к контролеру предъявляются следующие требования:

  • он обязан знать связанные с дорожным движением и эксплуатацией ТС нормативные акты, а также устройство и технические особенности машин;
  • он должен уметь оценить состояние ТС, оформлять документацию, организовать отправку автомобиля с места ДТП;
  • ему следует иметь диплом о среднем специальном образовании;
  • если его специальность не «Техобслуживание и ремонт АТ», а близкая, необходимо пройти дополнительные курсы и получить еще один документ.

Договор на техобслуживание

Если контролер не является сотрудником организации, чей транспорт проверяет, а приглашается из профильной компании, обе стороны подписывают договор друг с другом. Он оформляется в соответствии с пунктом 6 статьи 17 закона №170-ФЗ от 1.07.2011 г.:

Договор о проведении технического осмотра является публичным, за исключением случаев заключения договоров дилером, и заключается по форме такого типового договора, утвержденной уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.

В документе указывают:

  • данные заключивших его сторон, в числе которых ФИО руководителей, названия фирм, реквизиты, сведения об аттестате контролера;
  • обязанность исполнителя провести ТО конкретного автомобиля (указывают его данные) по определенному адресу;
  • сроки выполнения процедуры;
  • обязанность заказчика предоставить контролеру документы на машину, оплатить работу;
  • его действия и исполнителя при наличии претензий друг к другу;
  • необходимость составить акт после оказания услуги;
  • стоимость ТО и способ оплаты;
  • ответственность контролера, то есть перечисление неустойки за невыполнение или некачественное выполнение работы, пропуск сроков, порчу ТС или документов на него;
  • период действия и способы расторжения договора;
  • дополнительные условия;
  • подписи сторон.

Требования к организациям (ИП), эксплуатирующим автотранспортные средства

Задача руководителей предприятий, включая ИП, физлиц – обеспечение безопасности работы водителей, пассажиров, перемещения материальных объектов в соответствие с нормативом №398-ФЗ с поправками 2018 года. Субъекты обязаны:

  1. Соблюдать режим труда и отдыха.
  2. При ДТП, проводить исследование причин аварии, для последующего их устранения.
  3. Организовать прохождение предрейсовых медосмотров. Обучать водителей умению оказания доврачебной помощи пострадавшим в ДТП (№323-ФЗ).
  4. Не допускать выезд транспорта, если обнаружена поломка, несущая угрозу БДД по результатам оценки контролера.
  5. Выполнять требования по страхованию гражданской ответственности автовладельцев.
  6. Проводить периодический техосмотр автотранспорта (систем), согласно техдокументации производителей, в предписанные сроки.
  7. Оснастить определенные категории автотехники тахографами в соответствие с Приказом МТ №36 (13/02-13 г.).
  8. Обеспечить постоянное место парковки ТС и возможность проведения своевременного ремонта, обнаруженных при предрейсовом осмотре поломок.
  9. Назначить лицо, отвечающее за БДД (проведение инструктажей).
  10. Предоставить возможность повышения профессионального образования, чтобы должностные лица соответствовали требуемому уровню квалификации.

Плановые проверки автотранспортных предприятий отменены, но внеплановые возможны при выявлении нарушений предрейсового контроля. Когда в путевом листе отсутствует запись автомеханика, возможны штрафные санкции с изъятием авто.

Новое в законодательстве

Федеральный закон № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения» предписывал оформлять обязательное страхование гражданской ответственности (ОСАГО) владельцев транспортных средств только при условии проведения технического осмотра. Данная норма до 22 августа 2021 года содержалась в пункте 3 статьи 16 данного Закона. Ранее страховые компании проверяли наличие действующей диагностической карты, которая свидетельствовала о прохождении технического осмотра автомобиля. Сейчас такого требования в законодательстве нет. Приобрести полис ОСАГО без этого документа можно уже с 22 августа 2021 года.

Но спасает ли это от прохождения самого техосмотра и нужно ли иметь действующую диагностическую карту?

Федеральный закон «О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» № 170-ФЗ от 01.07.2011 по-прежнему предусматривает обязанность прохождения технического осмотра автомобилей. Следовательно, диагностическая карта также остаётся обязательной.

Для тех, у кого не окажется действительной диагностической карты, Госдума России приготовила сюрприз. Подвох заключается в том, что в статью 12.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях вводится новая часть — управление транспортным средством, в отношении которого не оформлена в установленном порядке диагностическая карта, подтверждающая допуск транспортного средства к участию в дорожном движении. Мера ответственности по этой статье предусматривает штраф в размере двух тысяч рублей. Причём выписывать его планируют с помощью камер наблюдения. Как сказано в примечании к данной статье, лицо не будет привлекаться к административной ответственности за второй и последующие случаи выявления такого правонарушения в течение двадцати четырёх часов с момента первого выявления нарушения. То есть из текста статьи явно следует, что если у тебя нет диагностической карты, то штраф будут выписывать ежедневно.

Читайте также:  Транспортный налог в 2023 году: кто его может не платить

Вступает в силу такая статья с 1 марта 2022 года, так что ещё есть время подготовиться к данным нововведениям и пройти техосмотр.

Прохождение предрейсовых техосмотров на служебных автомобилях

Согласно изменениям, внесенным в Приказ Минтранса РФ от 18 сентября 2008 г.

N 152

«Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов»

, с 26 февраля 2020 года в путевых листах должна ставиться отметка о предрейсовом техническом осмотре транспортных средств. Наша фирма имеет в наличии 7 служебных легковых автомобилей, которые переданы торговым представителям (менеджерам), находящихся на разъездном характере работы, которые не занимаются перевозкой пассажиров или перевозкой грузов (багажа).

Также имеется 1 служебный автомобиль, управляемый водителем (в штате), который возит директора. Еще 7 автомобилей находятся в аренде у сотрудников, которые на них передвигаются по служебным делам, не связанным с перевозками (возят только себя и документы). Штатного механика у нас нет, т.к. организация не является транспортной и ее деятельность не связана с какими-либо перевозками.

Подскажите, пожалуйста, новые правила по проведению предрейсовых техосмотров и заполнению путевых листов распространяются на ВСЕ организации, независимо от того, являются ли они транспортными, или относятся только к транспортным компаниям?

Нормативно-правовая база

  1. Федеральный закон от 10 декабря 1995 года № 196-ФЗ
    «О безопасности дорожного движения» (с изменениями и дополнениями)
  2. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ)
    от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ
  3. Письмо Минздрава и Минтранса РФ от 20.01.2002 г.
    «Медицинское обеспечение безопасности дорожного движения»
  4. Приказ Минздрава РФ от 14.07.2003 г. № 308
    «О медицинском освидетельствовании на состояние опьянения» (с изменениями и дополнениями)
  5. Письмо Минздрава РФ от 21.08.2003 г. № 2510/9468-03-32
    «О предрейсовых медицинских осмотрах водителей транспортных средств»
  6. Приказ Минздрава России от 15.12.2014 г. № 835н «Об утверждении Порядка проведения предсменных, предрейсовых и послесменных, послерейсовых медицинских осмотров»

Обязанность проведения предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей закреплена в Федеральном законе «О безопасности дорожного движения» (№196-ФЗ от 10.12.1995). Согласно нему, все индивидуальные предприниматели и юридические лица, ведущие деятельность, связанную с эксплуатацией транспорта, обязаны проводить предрейсовые, послерейсовые, а также текущие медицинские осмотры. Закон обязывает привлекать к данной деятельности работников системы здравоохранения, дипломированных и сертифицированных надлежащим образом.

Важно, что законодательство относит проведение таких медосмотров к мероприятиям из области охраны труда. Соответственно, и все нарушения по части предрейсовых медицинских осмотров водителей , трактуются именно как нарушения правил охраны труда. А это уже влечет за собой не только административную, но и уголовную ответственность. Виновными в нарушениях трудового законодательства могут быть признаны медицинские организации, их руководство, медперсонал, руководители автотранспортных предприятий, а также все, кто связан с организацией и проведением медицинских мероприятий.

Так, если водитель из за проблем со здоровьем стал виновником ДТП, в котором серьезно пострадали люди, компетентные органы в первую очередь проверят, был ли должным образом проведен предрейсовый осмотр . И если выяснится, что при медосмотре были допущены грубые ошибки, либо он не был проведен вовсе, то незамедлительно будет заведено уголовное дело по статье 143 УК РФ. К ответственности будут привлечены все лица, ответственные за организацию и проведение предрейсовых медосмотров водителей на предприятии. Виновные могут быть приговорены к крупному штрафу (до 200.000 рублей либо в 18-кратном размере заработной платы осужденного). К тому же их могут отправить на исправительные работы на срок до двух лет, а то и вовсе лишить свободы на срок до года. Если же, не дай бог, в результате ДТП погибнет человек, то виновники лишатся свободы на срок уже до трех лет. Причем иного, более мягкого наказания (например, в виде штрафа), закон за это преступление не предусматривает.

Предрейсовый технический осмотр транспортных средств

Технический осмотр перед выходом транспортного средства на смену проводится ежедневно. Если время поездки превышает длительность одного рабочего дня, то осмотр проводится только перед отправлением в рейс.

Существует определённый порядок проведения предрейсового контроля технического состояния транспортных средств. Допуская автомобиль или автобус к выходу на смену, автомеханик проводит визуальный осмотр и оценку готовности автомобиля к осуществлению перевозок. Во время предрейсового техосмотра автомобиля механиком проверяются, в первую очередь, основные узлы и агрегаты:

  • рулевое управление;
  • тормозная система;
  • сцепление;
  • стеклоочистители;
  • колеса и шины;
  • световые приборы, звуковые сигналы;
  • замки дверей, багажника, капота;
  • заряд аккумуляторной батареи и т.д.


Похожие записи:

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *